Банк продовольствия

Банк продовольствия

Не задавался ли ты вопросом, куда исчезает еда, которую не успели продать магазины? Ответ неутешительный: пока, к сожалению, выбрасывается. Но есть и альтернатива!

Банк продовольствия (англ. food bank) – благотворительная организация, которая занимается сбором пищевых продуктов от производителей и поставщиков и передачей их нуждающимся. Первый банк продовольствия был создан в США в 1967 году. Такие банки быстро распространились по всему миру. Первый европейский банк продовольствия был создан в 1983 году во Франции. Сейчас банки продовольствия действуют в 17 странах Европы, а в глобальную сеть входят 34 страны.

КАК ЭТО РАБОТАЕТ?

Банк продовольствия не занимается непосредственно раздачей продуктов. Это делает сеть организаций, в которую входят местные благотворительные общества и социальные учреждения, у которых налажен прямой контакт с нуждающимися. Банк продовольствия бесплатно принимает пищевые продукты, в том числе срок действия которых близок к истечению, упаковывает их при помощи волонтеров и доставляет голодающим людям. При этом качество продуктов контролируется. Никакого брака – только то, что «не пригодилось» магазинам или было признано негодным к продаже (например, из-за поврежденной упаковки).

ЗАЧЕМ?

Помочь людям, находящимся в сложной ситуации.

По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), в 2011 году ежедневно выбрасывалось продуктов питания на сумму 6 миллиардов долларов. Можно накормить завтраком, обедом и ужином 39 миллионов человек! При этом в 2017 году, по данным пресс-релиза Евросоюза, Продовольственной и сельскохозяйственной организации и Всемирной продовольственной программы, в мире голодали порядка 124 миллионов человек в 51 стране.

Улучшить экологическую ситуацию в стране и мире.

Работа банков продовольствия позволяет сократить объем попадающих на свалки пищевых отходов. В разных странах мира 20–40% овощей и фруктов выбрасываются, минуя полки магазинов и рынков, только потому, что проигрывают по внешнему виду. На выращивание одного килограмма простого картофеля уходит около 300 литров воды, на производство пачки чипсов – от трех до пяти тысяч литров воды, на один килограмм свинины уходит до 20 тысяч литров! Кроме воды, нужны и другие ресурсы: корм, работа, гектары земли, на которой будет расти корм. Утилизация также требует затраты ресурсов, а продукты, оказавшиеся на свалке, вырабатывают метан, тем самым увеличивая выбрасываемые парниковые газы.

Сократить расходы на утиль.

В Беларуси, по данным Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, магазины выбрасывают в год до 50 тысяч тонн продуктов с истекшим сроком годности. По закону именно магазины отвечают за утилизацию пищевых отходов. Если переработчик не находится, часть продуктов идет на полигоны. Из-за пищевых отходов экономика Европы ежегодно теряет около 143 миллиардов евро. В Беларуси предприятие должно платить за захоронение просроченных продуктов около 50 рублей за тонну, а также покрывать накладные расходы. С появлением предприятий по переработке продуктов питания (то есть таких, которые компостируют, производят биогаз) захоронение постепенно сокращается, а стоимость переработки возрастает в разы. Пищевые банки помогают снизить затраты на утилизацию.

КАК ПОУЧАСТВОВАТЬ?

Банки продовольствия работают только с поставщиками и производителями еды. Но во многих странах (в том числе и Беларуси) активно действует культура фудшеринга. Вы можете предложить суп, который не успеете доесть, или тортик, который вам принесли в подарок, а вы оказались на диете. Найдутся люди, которые с удовольствием воспользуются вашим предложением! В Беларуси это делается через сообщество «ВКонтакте» «Фудшеринг. Минск».

А ЧТО У НАС?

Первый в Беларуси банк продовольствия PISHCHA в тестовом режиме работает в Беларуси с 2018 года.

Елена Пищук, создатель PISHCHA:

– Идея родилась достаточно давно – в 2016 году, после образовательной поездки в Берлин. Там мы с подругой познакомились с проектом Berliner Taffel, увидели, какие широкие возможности для помощи и улучшения экологической ситуации это дает. Захотелось сделать что-то подобное и у нас. В течение двух лет мы пытались это как-то организовать, но нас многое тормозило, в том числе и неопытность. Потом был проект «Город», который дал множество новых знакомств, мы поняли, куда идти. В сентябре прошлого года проект победил в хакатоне SocialWeekend, мы получили юридическую поддержку фирмы COBALT. Для нас важно, чтобы все были в безопасности: и мы, и сотрудничающие с нами организации, и люди, которым мы передаем продукты. Сейчас PISHCHA уже работает в тестовом режиме. С нами согласился сотрудничать один из гипермаркетов, они отдали нам несколько пробных партий товара. А после Нового года мы провели акцию: запустили анкету для людей, у которых остались какие-то продукты после Нового года. Речь идет не о салатах и бутербродах, а, например, неоткрытых консервах, которые вряд ли будут съедены вне праздников. В январе мы раздали часть продуктов от супермаркета, а также то, что нам передали люди, нуждающимся через Центр социальной поддержки населения Московского района Минска. Было приятно – и фидбек от людей, и то, что мы сами осознали реальность происходящего. Сейчас мы активно работаем над тем, чтобы рассказать о себе и привлечь новых партнеров, а всем людям, которые хотят делиться своей едой, но не являются владельцами супермаркетов и не могут передать ее нам, предлагаем ознакомиться с фудшерингом – тема нам близкая и очень крутая.

Рубрики: Досуг

Об авторе

Прокомментировать

Только зарегистрированные пользователи могут комментировать статьи.